На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

tvr

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Глущенко
    Сколько "миролюбивая Белоруссия" заработала на военных поставках ВСУ с 2014 года! А сейчас они и Россию "поделили" и ...Лукашенко: Белару...
  • Александр Глущенко
    так то.. 1/ никто не давал право говорить за Президента РФ-Путина 2/ придет не к миру, а к капитуляции.Лукашенко: Белару...
  • Betahon
    Францию и МОК можно поздравить: первые посетители Олимпиады уже прочно обосновались не только на олимпийских объектах...В Париже накануне...

Судьба Любавичской синагоги, или Как за год заброшка выросла в культурный центр, остатки кирпича которой слышали голос Шагала

На территории Беларуси столетиями как добрые соседи живут христиане, мусульмане, иудеи. Этноконфессиональная политика Беларуси - залог мира и согласия в обществе. Наша страна - дом для 130 наций и 25 вероисповеданий.

Расскажем о судьбе Любавичской синагоги. Буквально за год заброшка выросла в культурный центр.

Белорусы своими руками оберегали этот намоленный периметр, не давая здесь возводиться офисам и многоэтажкам. Показатель нашего уважения к вере. Остатки кирпича слышали голос Марка Шагала. Неравнодушные к святыне убеждают: здесь молился его отец. Синагога находится бок о бок с домом художника. А сам Шагал посвятил хранилищу свитков Торы целые абзацы автобиографии!

Когда-то Витебск был вторым городом по количеству иудеев на территории Беларуси. Филиал Иерусалима. В 1897 году их численность достигала более половины населения. Потому возрождение этой синагоги заполняет исторический пробел. Фасад по кирпичам, которые собирали по всему городу, исследовала Лидия Заблоцкая.

История святыни

Игорь Ротько, архитектор, научный руководитель проекта реконструкции Большой Любавичской синагоги:

Эта нижняя сохранившаяся часть историческая. Здесь боковые фасады где-то на процентов 90 сделаны заново. Здесь, в Витебске, есть фирма, которая занимается тем, что при разборках старых зданий забирает, расчищает этот кирпич. И потом продает как раз для объектов реставрации.

Здесь выражение "собрать по кирпичику" подходит буквально. Правда, реконструировали веру на намоленном век тому фундаменте только со второй попытки. Когда развалился Советский Союз, здесь окончательно развалилась крыша.

Семен Шойхет, член Витебской иудейской религиозной общины "Дом Израиля":

Помню эту синагогу, когда она еще была целой и под крышей. Архитектура была совершенно иная, здесь была просто двухскатная крыша. Примерно 60-е годы. Окна были заколочены досками. Она стояла в общем-то бесхозная, здесь ничего не было.

Леонид Томчин, председатель Витебской иудейской религиозной общины "Дом Израиля":

Не раз мы поднимали этот вопрос о восстановлении Большой Любавической синагоги, но все упиралось, естественно, в финансирование. Мы пытались поддерживать руины Любавической синагоги хоть в каком-то состоянии, то есть не давали, скажем так, растаскивать кирпичи. Очень много работы проводили волонтерские организации. Не давали превращать это место в свалку.

Все иудеи города к этому периметру относятся с особым уважением. Единственные выстоявшие руины, в которых читалась синагога.

Судьба Любавичской синагоги, или Как за год заброшка выросла в культурный центр, остатки кирпича которой слышали голос Шагала

Константин Карпекин, главный хранитель фондов Государственного архива Витебской области: 

В начале ХХ века Витебск можно назвать второй еврейской столицей Беларуси. Когда в Минске их в предреволюционное время насчитывалось 84 - синагог, молитвенных школ, молитвенных домов, то в нашем Витебске удалось установить такую цифру, что функционировало 74 иудейских молитвенных учреждений. 

Из них полноценно не сохранилось ни одной. Последствия войны. Такое количество "домов собраний" оправдано. В 1897 году от общего населения Витебска, евреев - 52 %. Семья авангардиста Шагала - в их числе.

Он гулял Беллу в 1917-м. А еще сам летал над этим городом. За 20 лет до взлета своей карьеры Марк Захарович шагал... скорее нет, бегал. От дома до синагоги. По ночам, чтобы петь. Об этом сам писал в своих воспоминаниях. А еще себя писал обязательно на картинах на берегу реки, за Двиной.

Если мы читаем его автобиографию, он пишет: "Каждый день, зимой и летом, отец вставал в 6 утра и шел в синагогу". Так, в Большую Любавичскую ли синагогу шел отец Марка Шагала?

Ирина Воронова, директор Музея Марка Шагала в Витебске:

По всей вероятности, да. Дело в том, что семья художника поселилась здесь, на улице Большой Покровской, в 1894 году. Семья Шагала была хасидская. И Большая Любавичская синагога, соответственно, тоже хасидская. Есть все предположения и основания считать, что именно сюда ходила семья. Синагога буквально в 500 метрах от дома.

Биографы Шагала - в поиске списков прихожан Большой Любавичской синагоги. Их изучение даст ответ, действительно ли Шагал шагал конкретно в эти стены. Но пока нет ни документов, ни дореволюционных чертежей синагоги.

Фото сентября 1931 года. Из газеты "Витебский пролетарий". Тогда облетела такая новость: Бывшая Любавичская синагога стала Клубом деревообработчиков. Скоро здесь запоют и затанцуют.

Эта фотография - единственная довоенная. Она и помогла восстановить боковые фасады синагоги. А восстановить историческую справедливость в принципе помогла "теория шести рукопожатий". В 2019-м руины выставляют на продажу за 9 евро. Сделку отменили, спасение - дело рук внучки бывшего раввина Витебска Анны Медалье и раввина московской синагоги на Бронной Ицхака Когана.

Леонид Томчин, председатель Витебской иудейской религиозной общины "Дом Израиля":

При первой нашей встрече он уже начал замеры, поэтому у меня не было сомнений в том, что мы не начнем работы.

За год - укрепили фундамент бетонными подушками. Основные стены возвели из современного проармированного кирпича. Переложили "облицовку". Каждый аутентичный кирпич прошел проверку на прочность. Теперь на своем месте и вход в синагогу. Он сбоку.

Малкиель Горгодзе, главный раввин г. Витебска:

Это самое такое почетное место в синагоге. Стена направлена в сторону Иерусалима, и там традиционно хранятся свитки торы. Архитекторы, строившие эту синагогу когда-то, решили выделить это место тоже снаружи. И построили как вход такой, как ворота мессии. В Иерусалиме тоже есть ворота, в которые традиционно считаются, что и через них войдет мессия. Они тоже закрыты до определенного времени, так и здесь.

Этот "дом собраний" - второй для Витебска на карте сегодня. Первый - новодел по улице Грибоедова, но за 6 лет - как родной для местной еврейской общины. Там же, через дорогу, в старом здании синагоги базируется и детский клуб - "а-ля" сад. На праздники приходят чуть больше ста верующих. И если там всем места достаточно, то не будет ли простаивать, пустовать и молчать возрожденная хасидская синагога?

Ирина Воронова, директор Музея Марка Шагала в Витебске:

Один из залов на втором этаже синагоги планируется использовать под музей или под такое выставочное пространство, потому что материалы от выставки, посвященной раввину Медалье, сохранились. В принципе, мы готовы ими делиться.

Наталья Вечерко, исполнительный директор Витебской иудейской религиозной общины "Дом Израиля":

Во-первых, это историко-культурный центр. Естественно, будет организована экскурсия. Будут и выездные шаббаты. Мы уже планируем. Еврейские свадьбы - уже запросы уже есть проходить там. И историко-культурная ценность, мы хотим организовывать там выставки.

На том берегу - "Базар" шумит, теперь и здесь тихо не будет. По крайней мере, от периодического чтения Торы и эмоций проезжающих туристов. Шагал зазывает не только к себе в гости...

Наум Линковский, - председатель правления Витебской городской еврейской общины:

И это будет как бы реликвия, не только еврейской общины. Это будет реликвия нашего города. Это будет культурный центр. Это будет памятник тому времени, которое было, в котором жили наши предки.


Читайте также:

На территории Беларуси столетиями как добрые соседи живут христиане, мусульмане, иудеи. Этноконфессиональная политика Беларуси - залог мира и согласия в обществе. Наша страна - дом для 130 наций и 25 вероисповеданий.

Расскажем о судьбе Любавичской синагоги. Буквально за год заброшка выросла в культурный центр. Белорусы своими руками оберегали этот намоленный периметр, не давая здесь возводиться офисам и многоэтажкам. Показатель нашего уважения к вере. Остатки кирпича слышали голос Марка Шагала. Неравнодушные к святыне убеждают: здесь молился его отец. Синагога находится бок о бок с домом художника. А сам Шагал посвятил хранилищу свитков Торы целые абзацы автобиографии!

Когда-то Витебск был вторым городом по количеству иудеев на территории Беларуси. Филиал Иерусалима. В 1897 году их численность достигала более половины населения. Потому возрождение этой синагоги заполняет исторический пробел. Фасад по кирпичам, которые собирали по всему городу, исследовала Лидия Заблоцкая.

История святыни

Игорь Ротько, архитектор, научный руководитель проекта реконструкции Большой Любавичской синагоги:

Эта нижняя сохранившаяся часть историческая. Здесь боковые фасады где-то на процентов 90 сделаны заново. Здесь, в Витебске, есть фирма, которая занимается тем, что при разборках старых зданий забирает, расчищает этот кирпич. И потом продает как раз для объектов реставрации.

Здесь выражение "собрать по кирпичику" подходит буквально. Правда, реконструировали веру на намоленном век тому фундаменте только со второй попытки. Когда развалился Советский Союз, здесь окончательно развалилась крыша.

Семен Шойхет, член Витебской иудейской религиозной общины "Дом Израиля":

Помню эту синагогу, когда она еще была целой и под крышей. Архитектура была совершенно иная, здесь была просто двухскатная крыша. Примерно 60-е годы. Окна были заколочены досками. Она стояла в общем-то бесхозная, здесь ничего не было.

Леонид Томчин, председатель Витебской иудейской религиозной общины "Дом Израиля":

Не раз мы поднимали этот вопрос о восстановлении Большой Любавической синагоги, но все упиралось, естественно, в финансирование. Мы пытались поддерживать руины Любавической синагоги хоть в каком-то состоянии, то есть не давали, скажем так, растаскивать кирпичи. Очень много работы проводили волонтерские организации. Не давали превращать это место в свалку.

Все иудеи города к этому периметру относятся с особым уважением. Единственные выстоявшие руины, в которых читалась синагога.

Судьба Любавичской синагоги, или Как за год заброшка выросла в культурный центр, остатки кирпича которой слышали голос Шагала

Константин Карпекин, главный хранитель фондов Государственного архива Витебской области: 

В начале ХХ века Витебск можно назвать второй еврейской столицей Беларуси. Когда в Минске их в предреволюционное время насчитывалось 84 - синагог, молитвенных школ, молитвенных домов, то в нашем Витебске удалось установить такую цифру, что функционировало 74 иудейских молитвенных учреждений. 

Из них полноценно не сохранилось ни одной. Последствия войны. Такое количество "домов собраний" оправдано. В 1897 году от общего населения Витебска, евреев - 52 %. Семья авангардиста Шагала - в их числе.

Он гулял Беллу в 1917-м. А еще сам летал над этим городом. За 20 лет до взлета своей карьеры Марк Захарович шагал... скорее нет, бегал. От дома до синагоги. По ночам, чтобы петь. Об этом сам писал в своих воспоминаниях. А еще себя писал обязательно на картинах на берегу реки, за Двиной.

Если мы читаем его автобиографию, он пишет: "Каждый день, зимой и летом, отец вставал в 6 утра и шел в синагогу". Так, в Большую Любавичскую ли синагогу шел отец Марка Шагала?

Ирина Воронова, директор Музея Марка Шагала в Витебске:

По всей вероятности, да. Дело в том, что семья художника поселилась здесь, на улице Большой Покровской, в 1894 году. Семья Шагала была хасидская. И Большая Любавичская синагога, соответственно, тоже хасидская. Есть все предположения и основания считать, что именно сюда ходила семья. Синагога буквально в 500 метрах от дома.

Биографы Шагала - в поиске списков прихожан Большой Любавичской синагоги. Их изучение даст ответ, действительно ли Шагал шагал конкретно в эти стены. Но пока нет ни документов, ни дореволюционных чертежей синагоги.

Фото сентября 1931 года. Из газеты "Витебский пролетарий". Тогда облетела такая новость: Бывшая Любавичская синагога стала Клубом деревообработчиков. Скоро здесь запоют и затанцуют.

Эта фотография - единственная довоенная. Она и помогла восстановить боковые фасады синагоги. А восстановить историческую справедливость в принципе помогла "теория шести рукопожатий". В 2019-м руины выставляют на продажу за 9 евро. Сделку отменили, спасение - дело рук внучки бывшего раввина Витебска Анны Медалье и раввина московской синагоги на Бронной Ицхака Когана.

Леонид Томчин, председатель Витебской иудейской религиозной общины "Дом Израиля":

При первой нашей встрече он уже начал замеры, поэтому у меня не было сомнений в том, что мы не начнем работы.

За год - укрепили фундамент бетонными подушками. Основные стены возвели из современного проармированного кирпича. Переложили "облицовку". Каждый аутентичный кирпич прошел проверку на прочность. Теперь на своем месте и вход в синагогу. Он сбоку.

Малкиель Горгодзе, главный раввин г. Витебска:

Это самое такое почетное место в синагоге. Стена направлена в сторону Иерусалима, и там традиционно хранятся свитки торы. Архитекторы, строившие эту синагогу когда-то, решили выделить это место тоже снаружи. И построили как вход такой, как ворота мессии. В Иерусалиме тоже есть ворота, в которые традиционно считаются, что и через них войдет мессия. Они тоже закрыты до определенного времени, так и здесь.

Этот "дом собраний" - второй для Витебска на карте сегодня. Первый - новодел по улице Грибоедова, но за 6 лет - как родной для местной еврейской общины. Там же, через дорогу, в старом здании синагоги базируется и детский клуб - "а-ля" сад. На праздники приходят чуть больше ста верующих. И если там всем места достаточно, то не будет ли простаивать, пустовать и молчать возрожденная хасидская синагога?

Ирина Воронова, директор Музея Марка Шагала в Витебске:

Один из залов на втором этаже синагоги планируется использовать под музей или под такое выставочное пространство, потому что материалы от выставки, посвященной раввину Медалье, сохранились. В принципе, мы готовы ими делиться.

Наталья Вечерко, исполнительный директор Витебской иудейской религиозной общины "Дом Израиля":

Во-первых, это историко-культурный центр. Естественно, будет организована экскурсия. Будут и выездные шаббаты. Мы уже планируем. Еврейские свадьбы - уже запросы уже есть проходить там. И историко-культурная ценность, мы хотим организовывать там выставки.

На том берегу - "Базар" шумит, теперь и здесь тихо не будет. По крайней мере, от периодического чтения Торы и эмоций проезжающих туристов. Шагал зазывает не только к себе в гости...

Наум Линковский, - председатель правления Витебской городской еврейской общины:

И это будет как бы реликвия, не только еврейской общины. Это будет реликвия нашего города. Это будет культурный центр. Это будет памятник тому времени, которое было, в котором жили наши предки.


Читайте также:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх