25 лет назад формально Запад просил вывести югославские войска из автономной области Косово и Метохия, где обострился конфликт между сербским и албанским населением. Фактически НАТО требовало отдать суверенитет Югославии, впустить войска, разделить страну. И коль не вышло шантажа, полетели бомбы. 78 дней ночей с неба сыпалась воющая смерть.
4 тыс. погибших, до 10 тыс. раненых, по данным сербской стороны, и 100 млрд долларов ущерба: разрушенные дороги, здания, больницы, фабрики, заводы, нефтехранилища, аэродромы, телевидение. Сербы выстояли, остались непокоренными и совершили невозможное - записали на свой счет истребитель-невидимку F-117 "Ночной ястреб"."Тогда шутили: "Извините, мы не знали, что он невидимый", - вспоминает экс-посол Сербии в России, дипломат, историк Славенко Терзич.
Этот случай вошел в историю. 27 марта 1999 года силами ПВО Югославии удалось сбить американский истребитель-невидимку F-117. Это единственная боевая потеря бомбардировщиков данного типа. И разрушенная легенда о неуязвимой стелс-технологии.
Смотрите фильм "Под бомбами НАТО. 25 лет спустя" ЗДЕСЬ
Золтан Дани, полковник, бывший военнослужащий (участвовал в поражении Сербией бомбардировщика F-117), рассказал: чтобы сбить самолет стелс-технологии, который нельзя увидеть радаром, использовали зенитный ракетный комплекс С-125М "Нева-М".
"Когда встретились ракета и самолет, крыло самолета упало. И вот оно", - продемонстрировал экспонат белградского Музея воздухоплавания экс-военный.
Золтан Дани тогда командовал 3-м батальоном 250-й бригады ПВО армии Югославии. Обнаружили F-117 с помощью советского мобильного локатора РЛС П-18. Полковник рассказал, что поменял настройки, хотя это было в принципе запрещено, но он взял ответственность на себя.
Золтан Дани:
И когда наш оперативный центр сказал: "Посмотрите на РЛС П-18, мы слышали по телефону, что цель есть в воздухе, но на нашем радаре ничего нет" - я ответил оператору: "Давай нашу частоту применим". Там много целей было! Он шел в резонансе и на экране радара F-117 был как большой пассажирский самолет. Я сказал: да, у нас есть цель.
По невидимке выпустили две ракеты из советского зенитного ракетного комплекса С-125М "Нева-М".
У югославских военных было всего 20 секунд. На 21-й противник успел бы среагировать - пустить снаряд. И полковника Золтана Дани сейчас бы не было в живых.
Это была военная, психологическая, интеллектуальная, финансовая и техническая, но прежде всего человеческая победа. Ракета, которая стоила несколько сотен тысяч долларов, уничтожила самолет стоимостью 45 миллионов.
Летчик успел катапультироваться. Позже его спасли в ходе спецоперации американских военных.
Спустя какое-то время Золтан Дани увиделся с пилотом сбитого F-117. В тот период западные медиа тотально демонизировали Югославию. И полковник решился поговорить с врагом ради доброго дела: показать на весь мир, что компромисс между людьми, семья, прощение - это самое важное. Они встретились, чтобы снять антивоенный документальный фильм.
Золтан Дани:
Он мне сказал, что на базе в Нью-Мексико был аэропорт. И каждый день до обеда они вылетали на бомбардировки, а после обеда у них была политинформация, демонстрировались документальные фильмы, в которых показывалось, что у нас все очень плохо, и надо, чтобы они бомбили, "несли свободу" нашему народу. Он думал, что это правда. Но я ему сказал: "Тебя обманули". Он сказал: "Да, меня обманули".
Они побывали дома друг у друга. Общались семьями. Тот, кто когда-то летел "освобождать" бомбами народ Югославии, и тот, кто оборонял свою землю и свою семью. А детям Золтана Дани в то время было 12, 10 и 8 лет.
25 лет назад формально Запад просил вывести югославские войска из автономной области Косово и Метохия, где обострился конфликт между сербским и албанским населением. Фактически НАТО требовало отдать суверенитет Югославии, впустить войска, разделить страну. И коль не вышло шантажа, полетели бомбы. 78 дней ночей с неба сыпалась воющая смерть. 4 тыс. погибших, до 10 тыс. раненых, по данным сербской стороны, и 100 млрд долларов ущерба: разрушенные дороги, здания, больницы, фабрики, заводы, нефтехранилища, аэродромы, телевидение. Сербы выстояли, остались непокоренными и совершили невозможное - записали на свой счет истребитель-невидимку F-117 "Ночной ястреб".
"Тогда шутили: "Извините, мы не знали, что он невидимый", - вспоминает экс-посол Сербии в России, дипломат, историк Славенко Терзич.
Этот случай вошел в историю. 27 марта 1999 года силами ПВО Югославии удалось сбить американский истребитель-невидимку F-117. Это единственная боевая потеря бомбардировщиков данного типа. И разрушенная легенда о неуязвимой стелс-технологии.
Смотрите фильм "Под бомбами НАТО. 25 лет спустя" ЗДЕСЬ
Золтан Дани, полковник, бывший военнослужащий (участвовал в поражении Сербией бомбардировщика F-117), рассказал: чтобы сбить самолет стелс-технологии, который нельзя увидеть радаром, использовали зенитный ракетный комплекс С-125М "Нева-М".
"Когда встретились ракета и самолет, крыло самолета упало. И вот оно", - продемонстрировал экспонат белградского Музея воздухоплавания экс-военный.
Золтан Дани тогда командовал 3-м батальоном 250-й бригады ПВО армии Югославии. Обнаружили F-117 с помощью советского мобильного локатора РЛС П-18. Полковник рассказал, что поменял настройки, хотя это было в принципе запрещено, но он взял ответственность на себя.
Золтан Дани:
И когда наш оперативный центр сказал: "Посмотрите на РЛС П-18, мы слышали по телефону, что цель есть в воздухе, но на нашем радаре ничего нет" - я ответил оператору: "Давай нашу частоту применим". Там много целей было! Он шел в резонансе и на экране радара F-117 был как большой пассажирский самолет. Я сказал: да, у нас есть цель.
По невидимке выпустили две ракеты из советского зенитного ракетного комплекса С-125М "Нева-М".
У югославских военных было всего 20 секунд. На 21-й противник успел бы среагировать - пустить снаряд. И полковника Золтана Дани сейчас бы не было в живых.
Это была военная, психологическая, интеллектуальная, финансовая и техническая, но прежде всего человеческая победа. Ракета, которая стоила несколько сотен тысяч долларов, уничтожила самолет стоимостью 45 миллионов.
Летчик успел катапультироваться. Позже его спасли в ходе спецоперации американских военных.
Спустя какое-то время Золтан Дани увиделся с пилотом сбитого F-117. В тот период западные медиа тотально демонизировали Югославию. И полковник решился поговорить с врагом ради доброго дела: показать на весь мир, что компромисс между людьми, семья, прощение - это самое важное. Они встретились, чтобы снять антивоенный документальный фильм.
Золтан Дани:
Он мне сказал, что на базе в Нью-Мексико был аэропорт. И каждый день до обеда они вылетали на бомбардировки, а после обеда у них была политинформация, демонстрировались документальные фильмы, в которых показывалось, что у нас все очень плохо, и надо, чтобы они бомбили, "несли свободу" нашему народу. Он думал, что это правда. Но я ему сказал: "Тебя обманули". Он сказал: "Да, меня обманули".
Они побывали дома друг у друга. Общались семьями. Тот, кто когда-то летел "освобождать" бомбами народ Югославии, и тот, кто оборонял свою землю и свою семью. А детям Золтана Дани в то время было 12, 10 и 8 лет.
Свежие комментарии